Скобы (kasugai), которыми пользовались ниндзя, были похожи на те,
которые сегодня используют альпинисты. Однако ниндзя находили им
несколько иное применение, явившееся причиной еще одной весьма
распространенной легенды о том, что "духи ночи" помимо всего прочего
умеют ходить по потолку и по "стенам, словно мухи. Реальность на самом
деле была гораздо прозаичнее. Когда ниндзя проникали в жилище
противника, они были вынуждены дожидаться момента, удобного для
выполнения задания. В эти неприятные минуты ожидания они должны были
где-то скрываться. Хорошо, если дело происходило во дворце - в нем
столько различных закоулков, что найти укромное местечко не составляло
большого труда. А если противник жил в обычном доме? Мы уже немного
рассказывали в своей книге об устройстве традиционного японского жилища
- абсолютное отсутствие мебели, прозрачные стены, весь дом - одно
большое открытое пространство. Собственно, пустота дома имела двойное
обоснование. Практическое значение состояло в том, что при своих
ограниченных размерах - чаще всего площадь дома составляет шесть
татами, или около 10 кв.м - он должен был служить одновременно для всей
семьи и спальней, и столовой, и гостиной, и любым другим помещением.
Единственный ставящийся на татами предмет - низенький столик - после
ужина боком прислоняли к стене, доставали из стенного шкафа тюфяки,
свернутые одеяла, и вся комната становилась постелью для
соответствующего количества людей. Второе значение пустого пространства
в жилище - эстетико-философское. Дело в том, что японское представление
о прекрасном воплотила в себя изысканная простота. Красота скрытна,
таинственна, она не может быть яркой и бросающейся в глаза. Кроме того,
еще один принцип японской красоты, отличающийся от западноевропейского
о ней представления - асимметрия. Красиво то, что только одно,
прекрасно только единственное в своем роде, поэтому в японской комнате
не принято было ставить два предмета одного стиля. Традиционное же
украшение - свиток с каким-нибудь изображением и ваза с цветами -
одним, двумя, тремя, редко больше - под ним. Все это помещалось в нише
в стене. Зачастую это украшение было просто единственным в комнате.
Пустая комната усложняла задачу шпиона или убийцы незаметно остаться в
доме. Поэтому ниндзя часто отсиживались на потолке, держась за скобы,
которые вбивались в деревянные стропила. В таком перевернутом положении
лазутчик мог провести довольно долгое время, что, без сомнения,
требовало большой физической силы и выносливости рук, но зато он мог
быть совершенно уверен, что уж тут-то его никто не найдет.
|