Тридцать четвертый, ныне живущий патриарх школы Тогакурэ,
Хацуми Масааки, родился в 1931 году. Он успешно занимался каратэ,
дзю-до и другими военно-прикладными искусствами, пока в 1958 году не
познакомился с Такамацу Хисадзи, тридцать третьим хранителем секретов
школы Тога-курэ, который и принял Хацуми к себе учеником, а затем
сделал своим преемником.
После смерти Такамацу Хисадзи, когда Хацуми Масааки стал тридцать
четвертым патриархом, он рассекретил искусство ниндзя и открыл платную
школу Тогакурэ.
В 1982 году Хацуми Масааки предпринял гастрольную поездку по
Соединенным Штатам Америки с целью пропаганды искусства ниндзя.
Результатом этой поездки стал "бум ниндзя" в американской массовой
культуре. А с 1985 года славу ниндзя в Америке закрепил Голливуд,
занявшийся производством боевиков с японской военно-исторической
тематикой.
Ниндзя в переводе с японского означает "лазутчик", а ниндзютсу -
"искусство шпионажа". В Японии эти лазутчики появились приблизительно в
VI веке н.э. А их последние профессиональные объединения
просуществовали до XVII века. В позднейшие времена только время от
времени проходил слух о подвигах какого-нибудь одинокого воина-ниндзя,
но потеряло актуальность, а потому и ушло в тень само искусство -
ниндзютсу. Однако тысяча лет его существования оставила весьма заметный
след в истории японского государства, японской культуры.
Ниндзя были людьми, чьих имен никто не знал и чьих лиц никто не видел.
Воины-наемники выполняли задачи шпионажа (это понятно и из их
названия), доставки секретных донесений и, наконец, физического
устранения нежелательных лиц, проще говоря - убийства.
Сходство самураев и ниндзя только поверхностно: воспитание с детства,
клановость, суровые тренировки, воинская дисциплина, подчинение
строгому кодексу поведения. Они выполняли совершенно различные миссии.
Самураи, обычно с детства воспитанные в доме своего даймена
(господина), всю жизнь служили ему, защищали его, а, следовательно, и
свою жизнь и честь, жили сообразно своему моральному кодексу. Ниндзя
же, будучи наемниками, вовсе не соотносили свою деятельность с
понятиями чести или бесчестья: они служили тому, кто больше платил.
Если для самурая потерять лицо, унизиться перед врагом было абсолютно
невозможно (в этом случае согласно бусидо - кодексу чести - он должен
был сделать себе харакири), то для ниндзя главным было выполнить
поставленную перед ним задачу, независимо от того, какие средства он
при этом применяет - побеждает в честном бою, крадет, лжет, убивает,
унижается, выпрашивает или покупает. Самурай гордился принадлежностью к
своей касте, самураиство давало определенные привилегии в средневековой
Японии. Ниндзя же были париями общества, они не могли открыться никому
ибо в противном случае их ждала смерть от руки человека из их
собственного клана.
Впервые нечто похожее на искусство ниндзя было описано индийскими
браминами в качестве способа поддержания крепкого здоровья и средства
самообороны путем аскетизма, ведения суровой религиозной жизни,
тренировок и познания природы. Этот способ, включавший в себя
укрепление тела, постановку дыхания, приобретения навыков предсказания
погоды, знание медицины, ядов, растений, определенный
философско-религиозный взгляд на жизнь и смерть, сначала вместе с
буддизмом пришел из Индии в Китай, а затем - в VI веке - в Японию.
Здесь, в молодом агрессивном государстве, это бесценное знание было
воспринято, переосмыслено и использовано в военных целях: шпионаж,
убийства, доставка донесений - вот чем стал аскетизм индусов.
Но в данном случае односторонний взгляд на эту проблему, видимо,
неприемлем. Можно возмущаться хладнокровными убийствами, совершенными
ниндзя, можно восхищаться их почти безукоризненным искусством - это
зависит от вкуса. Но в царство Хаоса, каким была Япония долгие века,
ниндзя вносили некий элемент дисциплины. В стране без морали они
неукоснительно соблюдали внутриклановый моральный кодекс, который,
фактически, был священным. В обществе, где разбой, грабеж, убийства
случались ежедневно, а, может быть, и ежечасно, ниндзя убивали не ради
денег, не из собственной жадности, не из жажды крови, не из личной
ненависти, а исключительно повинуясь приказу. Да, ниндзя были наемными
убийцами, машинами убийств, но они были порождением своей эпохи и
вполне соответствовали хаосу эры Синзоку.
|