Санскритское слово "йога" толкуется и употребляется в различных
значениях: оковы, гнет, метод освобождения от оков и гнета, единение,
соединение, сочетание, стягивание, метод достижения единения,
соединения. Учение йоги возникло в Индии приблизительно во II веке до
нашей эры; основателем его считается один из мыслителей древнего мира -
Па-тарджали. Он первым выдвинул и обосновал идею о том, что человек по
сути является "вселенной в малом виде", т.е. идею повторения макрокосма
в микрокосме.
В Индии значение слова "йога" с течением веков претерпело сильное
изменение: от обозначения физических недомоганий, болезней, духовных
потрясений и других "врагов здоровья и счастья" до названий учений,
которые должны были одержать победу над этими "врагами".
В различных йоговских школах словом "йога" стали обозначать явления или
действия разнообразного содержания. Одни рассматривали йогу как метод
избавления от страданий; другие - как соединение индивидуальной души
человека с абсолютом, что, по их понятиям, и будет обозначать конец
страданий; третьи под йогой понимали разъединение идеального и
материального, причем, как сам процесс, так и непосредственно финал
его, что одновременно означало и освобождение (в частности,
освобождение души от ярма материального мира, в том числе и от своего
тела).
Из всех многочисленных йог наиболее широкое распространение получили четыре: карма-йога, раджа-йога, джнанз-йога и бхакти-йога. Карма-йога - метод "освобождения путем труда, дела, действия".
Поскольку теперешняя жизнь человека определяет его следующую жизнь, то
карма обязывает его быть активным, трудиться на благо общества и на
свое собственное благо. Карма, по мнению йогов, охватывает все явления
материального и духовного мира, т.е. все, что мы видим, чувствуем,
делаем, всякое событие, происходящее во вселенной; будучи, с одной
стороны, результатом прошлых дел, она становится, с другой, причиной
будущего положения вещей.
Общая идея, пронизывающая все учение кармы, сводится к следующему: вся
природа, в том числе и мы сами, - только часть единого Абсолюта. Мы
несовершенны, но мы - производное совершенного, а потому стремимся к
совершенству. Путь к нему лежит через борьбу, которая и составляет
смысл земного бытия. Бхакти-йога - метод освобождения путем любви и преданности богу
Ишваре. Ишвара - это проявление Абсолюта на конкретном уровне.
Бхакти-йога делится на две ступени: подготовительную и высшую.
Подготовительная форма бхакти распространена среди тех людей, которые
не поднимаются выше чувственных наслаждений. Эти люди, прежде, чем
научиться чувствовать потребности высшего порядка, должны долго ждать и
пройти через множество перевоплощений. Высшая же форма бхакти для тех,
для кого любовь к богу составляет высшее и единственное благо
человеческого существования. Для перехода от одной ступени к другой
необходимо строго соблюдать правила "нравственной гигиены": быть
правдивым, искренним; делать добро другим, не ожидая для себя никакой
пользы; не причинять никому вреда ни мыслью, ни словом, ни делом; не
желать чужого добра, не иметь тщетных мыслей и прощать обиды. Джнана-йога - метод освобождения путем познания, ибо как только
незнание повержено, человеческая душа становится свободной. Поскольку
основой системы Патанджали было положение о повторении макрокосма
(природы) в микрокосме (человеке), отсюда следует вывод: познай себя и
ты познаешь первооснову всего сущего. Раджа-йога - метод освобождения путем ряда этических, физических
и психических упражнений. Человек состоит из тела и души. Все, что
составляет тело, принадлежит к сфере неистинного бытия, душа же - бытие
истинное. Для освобождения души от тела человек должен пройти следующие
восемь ступеней: 1. Дисциплина нравственности:
а) иама - воздержание; б) нияма - культура. 2. Дисциплина тела:
а) асана - положение, поза; б) пранаяма - контроль за дыханием; в) пратьяхара - удаление чувств. 3. Дисциплина ума: а) дхарана - внимание; б) дхьяна - созерцание объекта; в) самадхи - сосредоточение или поглощение ума объектом созерцания.
На первых двух ступенях человек должен пройти этическую подготовку.
Иама - воздержание от зла по отношению ко всем живущим творениям,
ненанесение какого бы то ни было вреда любому виду жизни; воздержание
от лжи, правдивость в мыслях и в речах; честность, нестяжательство,
непринятие даров. Нияма - воспитание в себе положительных навыков, как
то: быть опрятным, культивировать чувства дружбы, симпатии, бодрости,
переносить жару и холод, довольствоваться тем, что приходит само собой,
без излишних усилий, регулярно читать религиозные книги, размышлять о
Боге.
На следующих трех ступенях человек вырабатывает у себя "дисциплину
тела", выполняет серию физических упражнений, направленных на
тренировку и закалку своего организма в определенных ритуальных позах,
так как три высшие ступени требуют большой физической выносливости.
Воспитанию дисциплины тела посвящена хатха-йога.
Три высшие ступени касаются психических упражнений. Цель их -
достижение состояния экстаза, при котором нарушается связь с внешним
миром. Вся система лечения и физического воспитания хатха-йоги покоится на трех основаниях:
1. Учение о пране. Прана -
это первосила, в которой обобщены все силы природы. Это значит, что
человек, овладевший праной, способен управлять любой частью своего
тела. А раз так, то все болезни и страдания тела будут подчинены его
владельцу, а кроме того, он сможет управлять и телом другого человека.
2. Учение о клетке. Хатха-йога учит, что физическое тело
человека состоит из многочисленных клеток, каждая из которых обладает
отдельным, независимым от организма в целом, существованием. Эти
маленькие жизни являются частью большого разума, стоящего на
определенной ступени развития, что и позволяет клеткам выполнять свои
функции. Согласно учению хатха-йоги, каждая клетка тела состоит из трех
начал: 1) материи, которую она получает из пищи; 2) праны, или жизненной силы, которая сообщает клеткам способность работать; 3) разума,
или "умственной Стихии", составляющей часть Мирового разума. Особенно
большое значение это учение придает разумности каждой клетки в
организме.
3. Учение о дыхании - пранаяма - является
краеугольным камнем хатха-йоги. С помощью правильного дыхания можно
дать здоровье не только отдельному человеку, но и всему человечеству.
Категория: Статьи |
Просмотров: 472 |
Добавил: lik
| Теги: Йога
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]