Одна из версий возникновения
История эта началась приблизительно в 7-ом веке в
Китае, во времена династии Тан. В это время буддизм, распространяющийся
в Китае с середины 1-ого века, стал государственной религией. А
буддийское духовенство делилось на две неравные группы. Большинство,
живущее в монастырях, - и бродячих монахов "люгай". Они никому не
подчинялись, а их проповеди сильно отличались от "официальной
концепции".
| Борьба
с инакомыслящими велась жестокая. Власти обвиняли их в колдовстве и
извращении буддизма. В свою очередь, странствующие монахи частенько
примыкали к отрядам повстанцев, а то и к шайкам разбойников. В среде
этих самоотверженных поборников своей веры сложилось особое искусство
выживания в любых условиях "люгань мэнь" ("врата учения нищих
монахов"). Вооружённые этим невидимым оружием, они странствовали всё
дальше и дальше, и наконец добрались до Японии.
В стране Восходящего солнца, как известно всё изменяется и
становится японским. Как кэмпо превратилось в каратэ, так и "люгай"
превратились в "сидосо" - монахов, не имеющих государственной лицензии.
Один из них, Энно Одзун (634 - 703 гг.), прожив отшельником более 30
лет, соединил "люгань мэнь" с синтоинским культом гор, получив учение
"Сюгендо" ("Путь обретения могущества").
Скоро последователи нового учения повторили судьбу своих китайских
собратьев. Они тоже не подчинялись властям, не платили налогов и ещё
лишали монастыри части пожертвований, которые крестьяне отдавали
бродячим монахам и отшельникам, пользовавшихся в их среде гораздо
большим почетом, чем официальное духовенство. С усилением репрессий
отшельники объединялись в замкнутые общины, превратившиеся в
последствии в кланы.
Скрывались адепты этого, запрещённого властью, учения,
преимущественно в горах, отчего и получили название "яма-но-хидзири"
("горные мудрецы"). Для выживания они организовали группу
монахов-воинов, главной задачей которых стала защита общины от
самурайских отрядов. А после одного крупного неудачного восстания в 764
г. их ряды ощутимо пополнились бежавшими в горы мятежниками,
оставшимися без хозяев самураями - ронинами. К концу 9-ого - началу
10-ого веков их стали называть "яма-буси" ("спящие в горах", или - в
другом значении этих иероглифов - "горные воины").
С середины 10-ого и до середины 17-ого веков любимым делом японских
князьков была война со своими соседями. 700 лет непрекращающихся
междоусобиц, в которых выживали лишь те, кто был сильнее, а также те,
кто обладал лучшей развединформацией о противнике. Вот только самураи в
разведчики не годились. Бусидо - самурайский кодекс (Бу - воин; си -
служба; до - путь) не позволял. Вот эту незаполненную нишу в военном
деле и заняли "яма-буси" с их отточенным в сложнейших условиях
искусством выживания.
Естественно, те князья, что пользовавшиеся их услугами, имели
преимущество над своими противниками, так что монахи-воины без работы
не оставались. Причём часто бывало, работали сразу на две
противоборствующие стороны. Это приносило прибыль и обеспечивало
безопасность клана. Кроме того, участие в бесконечных войнах привело к
тому, что система их боевой подготовки стала быстро совершенствоваться.
Так кланы превратились в школы ниндзюцу (один из вариантов перевода -
"искусство тайных действий"). В 13-ом веке было известно около 20-ти
таких школ, а к 17-ому их насчитывалось больше 70-ти.
Но после 1615 года, с концом феодальных войн и объединением Японии
в централизованное государство, начался упадок ниндзюцу. После
буржуазной революции 1867-68 гг. от их кланов остались лишь несколько
семей, в которых искусство ниндзюцу передавалось по наследству.
Ниндзюцу - искусство побеждать.
| Японский
иероглиф "нин" имеет несколько значений. Его можно перевести, как
терпение, выносливость, так же он может означать и незаметный,
скрытный. А иероглиф "дзя" - означает личность. Таким образом, о ниндзя
можно сказать, что он действует незаметно и терпеливо. А ниндзюцу
переведём как "искусство тайных действий" или "искусство терпеливых".
Однако, если копнуть глубже, иероглиф "нин" образован из двух
меньших иероглифов, из который верхний означает "клинок", нижний -
"сердце" или "дух". И 33-й патриарх школы ниндзюцу Тогакурэ-рю Тосицугу
Такамацу, прозванный Монгольским тигром, переводил ниндзюцу как
"искусство побеждать врагов несмотря ни на что".
Ниндзюцу как доктрина делилось на три части - высшее, среднее и
низшее, которые соответствовали внутренней иерархии, существующей
внутри кланов ниндзя.
Высшее, для патриархов клана, - "дзёнин", - наука о политике, о
механизмах государственных переворотов, крупных провокаций, мятежей и
способов предотвращения всего этого.
Среднее, для "офицеров" клана, - "тюнин" - техника агентурной
разведки, методы вербовки, конспирации, использовании вражеских
агентов, сбор и анализ информации...
Низшее, предназначенное для "солдат", - "гэнин" - техника разведки,
диверсий и как сейчас говорят - террористических акций. Ну и, конечно
же, рукопашный бой (а надо сказать, что ниндзя не разделяли бой с
оружием и бой без оружия, так как их учили превращать в оружие всё, что
только может попасться под руку, не говоря уже о захваченном оружии
противника).
Это как раз то, что в весьма урезанном и разбавленном варианте преподают в современных школах ниндзюцу.
В отличие от подавляющего большинства известных японских боевых
искусств, ниндзюцу было в высшей степени функциональным. Во времена
постоянных войн, мастер, отдающий предпочтение в технике красоте в
ущерб её эффективности очень быстро погибал, но с наступлением более
мирного времени (с середины 17-ого века) боевые искусства всё дальше
стали удаляться от главного своего предназначения. Зато они стали более
доступны (в том числе и для понимания) широким слоям населения, что
привело к тому, что процветали более эффектные, а не эффективные (но не
придающие значения эстетике движений) стили. Впрочем, это случилось не
только в Японии.
Один из главных (если не самый главный) принцип боевого искусства
ниндзя - "Ин-син тонкэй" (максимальный результат минимальными
усилиями). В рукопашной схватке это означало победить во что бы то ни
стало, эффективно используя слабые места противника. Ну и конечно
нападать лучше всего внезапно, тогда, когда этого не ждут, со спины,
или отвлечь внимание позволяющей сэкономить время и силы хитростью...
Конечно, с точки зрения самураев, это бесчестно. Но честью для
ниндзя было, в первую очередь, - выживание своего клана. Всё остальное,
что могло помешать этому, в том числе и проигрыш в бою, был
непозволительной роскошью.
Но вернёмся к искусству боя. Всё, что не могло быть использовано для
победы, всё лишнее (хоть и очень красивое) в ниндзюцу просто не
использовалось. И оно имеет очень мало общего с тем, что показывают в
голливудских фильмах, где после каждого удачного приёма ниндзя замирают
в красивых позах.
Если взять требования к рукопашному бою американских зелёных
беретов (впрочем, они схожи для спецназа любой страны), то любой
поединок должен быть выигран менее чем за 30 секунд. В противном случае
шансы диверсанта на выживание стремительно приближаются к нулю. Ну а
для средневековых ниндзя требования к схватке были ещё жёстче: ведь им
приходилось иметь дело не с современными, пусть и хорошо, но обученными
всего за пару лет солдатами, - а с потомственными воинами.
С другой стороны, такой реальный бой по зрелищности не идёт ни в
какое сравнение с постановочной боевой сценой в кино. Чего стоит сцена,
в которой "главный ниндзя", забыв о сути своего искусства - быть
незамеченным, то есть всегда, когда возможно, добиваться своей цели без
открытого боя, - рубится с полчищами врагов половину экранного времени.
Да и разрекламированный (по крайней мере, в Америке) образ странных
людей, кидающихся с мечами на вооружённых автоматами солдат и с
упорством маньяков отказывающихся пользоваться огнестрельным оружием,
ниже всякой критики... Ведь настоящие ниндзя специально тренировались
захватывать в бою оружие противника и с большим мастерством применять
его...
Удивительно, что консультантами этих фильмов как раз выступали
люди, хорошо разбирающиеся в боевых искусствах вообще и в ниндзюцу в
частности (например, знаменитый актёр Шо Косуги, которого в детстве, с
7 до 12 лет обучал настоящий ниндзя). Конечно, этому есть простое
объяснение - ниндзя пошутили. Что вполне сочетается с их доктриной
представляться перед всем миром кем угодно, только не самими собой.
Надо сказать, что такое поведение (на экране) вполне окупается. Да
и в коммерческом отношении современные школы ниндзя, где доверчивых
американцев и европейцев учат «настоящему» ниндзюцу, процветают. Чего
только стоит одна экипировка, заказываемая в Японии. Но даже на низшую
часть искусства ниндзя они не тянут. Ведь искусство рукопашного боя и
обращения с оружием - совсем не главное в ниндзюцу.
В десятитомном трактате, датируемым 1676 годом "Бансэн Сюкай"
("Десять тысяч рек впадают в море") дзёнин клана Ига-рю, Фудзибаяси
Ясутакэ, высказывает мнение, что на уровне приёмов любой человек может
действовать как ниндзя. Но для настоящего овладения сутью ниндзюцу,
искусства побеждать не только врагов, не только обстоятельства, но и
себя, одних тренировок мало...
Ни раем, ни адом
Меня не смутить,
В лунном сиянье стою -
Ни облачка на душе...
(Уэсуги Кэнсин, 16 век)
инфа с animezis
|